Как проводится инвентаризация имущества организации?

Как проводится инвентаризация имущества организации?

Компании и предприниматели, ведущие бухучет, обязаны проводить инвентаризацию. В этой статье мы расскажем, по каким правилам и по какому алгоритму проводится инвентаризация имущества организации или предпринимателя.

Правила инвентаризации имущества

Есть несколько нормативных актов, которые регулируют порядок инвентаризации. Прежде всего, речь идет о приказах Минфина № 49 (принятый 13.06.95), 34н (принятый 29.07.98) и 119н (принятый 28.12.01). Первый и второй содержат, как общие правила проведения инвентаризации имущества, так и особенности инвентаризации отдельных видов имущества. В третьем утверждены правила проведения инвентаризации материально-производственных запасов.

Кроме того, нельзя не отметить 88 постановление комитета по статистике от 18.08.98, которым утверждены официальные формы документов, применяемых при проведении инвентаризации, с указаниями по их применению. Хотя данные унифицированные формы, утвержденные указанным постановлением Госкомстата, не является обязательным, тем не менее, компании ими часто пользуются.

Порядок проведения инвентаризации имущества

Есть несколько общих стадий проведения практически любой инвентаризации:

  1. Издание приказа об инвентаризации

  2. Подготовительные мероприятия

  3. Работа комиссии по инвентаризации имущества

  4. Оформление результатов инвентаризации

  5. Принятие мер к возмещению ущерба

Приказ об инвентаризации

Официальная форма такого приказа разработана и утверждена комитетом по статистике. Причем это не обязательно должен быть именно приказ, может быть издан и иной распорядительный акт. В таком приказе утверждается состав комиссии, определяются сроки инвентаризации, место и состав имущества. Образец приказа вы можете посмотреть здесь.

Подготовительные мероприятия

На этой стадии комиссия формирует бланки документов, которые будут заполняться по ходу инвентаризации. МОЛ (работники, отвечающие за имущество, в отношении которого проводится инвентаризация) дают расписки о том, что все имущество,за которое они отвечают, учтено и оприходовано.

Работа комиссии

В установленное время комиссия приступает к работе. Инвентаризация должна проводиться в присутствии всех членов комиссии и МОЛ. Члены комиссии осуществляют обмеры, обсчеты и взвешивание проверяемых ценностей, чтобы установить фактическое наличие и состояние имущества, выявить излишки, недостачи порчу, составляя при этом опись имущества.

Если за один день завершить инвентаризацию комиссия не успевает, то оставляются инвентаризационные ярлыки, а помещения на время отсутствия комиссии запечатываются.

Оформление результатов инвентаризации

Прежде всего, комиссия составляет описи имущества, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. Для этого применяются разные формы (ИНВ-1, ИНВ-3 и другие).

Если инвентаризация выявляет несоответствие имущества с данными бухучета, то бухгалтерия оформляет сличительные ведомости (формы ИНВ-18 для ОС и ИНВ-19 для ТМЦ).

Результаты всех законченных в отчетном периоде инвентаризаций включаются в итоговую ведомость (официальная форма ИНВ-26).

Меры к возмещению ущерба

Если выявляются недостачи имущества, то последствия могут быть разные. Они могут зачтены по пересортицы, если есть излишки. Они могут быть списаны в пределах норм убыли. Если же ни того, ни другого не происходит, то недостачу относят на лиц, отвечающих за сохранность этого имущества, то есть на МОЛ. После чего принимаются меры к возмещению ущерба с этих лиц. Для этого требуются достоверные доказательства, в том числе правильно оформленные описи и ведомости. В противном случае, с возмещением ущерба могут возникнуть сложности.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *